В Вуду некоторые заклинания коротки и просты, для них не требуется ничего, кроме стакана воды, свечки или коробки спичек и молитвы, посланной от чистого сердца. Для других необходимы более сложные приготовления — они требуют использования специальных блюд и напитков, начертания магических знаков на кусках ткани. Некоторые основаны на определенных словесных формулах, произнесение которых, как считается, дает несравненное могущество на долгие годы.
Одни заклинания предназначены для того, чтобы ими пользоваться в домашних условиях, тогда как для совершения других проситель должен отправиться в храм или какое-нибудь священное место на открытом воздухе, например к водопаду, в лес или на берег океана. Многие заклинания, обращенные к Эшу, производятся на перекрестках, тогда как Помба-Жира предпочитает места, где Т-образно сходятся две дороги.
Для совершения заклинаний необходимы такие предметы, как свечи, травы, мешочки можу и формулы обращения к духам — все то, что должно быть знакомо каждому, кто занимался магией согласно Западной традиции мистерий.
благовония, посвящаемые:
Эшу — при сжигании перед началом сессии по понедельникам и субботам очищают террейру и окружающую среду. Используются перед сжиганием очистительных благовоний в любом ритуале. Обязательно должны зажигаться отдельные угли;
Иансе — делают неотразимыми женщин, которые хотят выйти замуж, и связывают их с Иансой, чтобы она нашла им пару;
Ибежи — помогают детям до четырнадцати лет в учебе или во время болезни;
духам-кабоклу умбанды — применяются в начале и в конце сессий милосердия, а также пригодны для сжигания в жилых домах, транспортных средствах и служебных помещениях;
Йеманже — при сжигании перед поездкой защищают путешественников; прекрасный запах для невест; скрепляют заклинания умбанды;
Огуну — изгоняют духов, вселившихся в сильно перегруженную атмосферу или людей;
Огуну Леса — физически защищают полицейских, солдат и всех тех, чья работа связана с физической опасностью;
Огуну Морского Берега — привлекают ундин и наяд; предназначены для террейру, расположенных в прибрежных городах; защищают мореплавателей;
восточным духам — при сжигании на встречах спиритов и умбандистов создают возвышенную, физически уравновешенную атмосферу;
Ошале — в случае когда духовный вождь — мужчина, открывают сессии; очищают служебные помещения (сначала сжигается ладан);
Ошоси — защищают тех, кто работает с лесными людьми;
Ошуну — приносят здоровье, успех и любовь, а также гармонию в доме;
Шанго — помогают судьям, адвокатам, законодателям, лингвистам, профессорам, переводчикам и писателям (перед и после сжигания этих благовоний сжигается бензойная смола,
Для окуривания, как правило, используются травы, произрастающие в Бразилии, но большинство применяемых для окуривания смол происходит с Востока, который члены афро-бразильских сект считают родиной духовности. В смеси для окуривания обычно входят:
бензойная смола — стимулирует интеллект и интуицию;
кофе — отгоняет злую энергию;
бразильский сторакс — создает атмосферу мира и спокойствия;
ладан — дарует силу Ошалы;
чесночная шелуха — отгоняет отрицательные флюиды;
лаванда — привлекает женщин, отталкивает мужчин; оказывает гармонизующее воздействие; .
мирра — очищает; считается запахом Линии душ;
розмарин — привлекает мужчин, отталкивает женщин; очищает;
рута — защищает и очищает;
сандаловое дерево — излучает чистую, божественную энергию.
Растения, используемые в бразильской магии
Эти растения и их применение приведены просто в качестве любопытного материала, а не для того, чтобы вы пытались подменить ими медицинское лечение. Многие из этих растений очень ядовиты.
Акация, акация аравийская, дерево коа (на Гавайях), мимоза, австралийская акация, журема бранка (pithecolobium diversifolium). Существует более 800 подвидов этого растения.
Связь с божеством: Ошоси.
Для очистительных ванн, для омовения бус, для амаси.
В культах катимбо индейцы готовят из корней этого растения напиток, который они называют кауим или ажука. По их рассказам, выпив отвар, они ощущают такую легкость, что готовы взлететь.
В Белеме, столице северного штата Пара, это дерево связывается с Журеминьей, сестрой Кабоклы Журемы, которая, как считается, обитает в этом дереве и работает в Белой Линии магии. Многие индейцы этого района верят в ее способность исполнять желания и лечить болезни, поэтому часто можно увидеть дерево журемы, окруженное всевозможными приношениями, включая мед, свечи и духи.
Акация используется также в западной черной и ритуальной магии, но при этом ее не принимают внутрь. Из веток этого дерева делают палочки для общей магии, а смола акации аравийской при сжигании якобы привлекает дружественных духов и открывает психические центры. Так что существует связь между способами использования акации в западной магии и в культах катимбо.
Розмарин (Rosmarinus officinalis).
Родственным растением является алекрин ду мату (Baccham silvestris), который иногда используется в качестве замены. Единственное отличие этого вида и его садовой разновидности состоит в том, что он достигает двух-трех футов высоты. Розмарин — это ломкий многолетний кустарник, растущий в прибрежных районах. Когда в море ходили на шхунах, моряки, услышав его чистый аромат, знали, что земля близко.
Связь с божеством: Ошала, Ошоси.
Для амулетов, ритуальных омовений с целью изгнания эшу и эгунов, для амаси, для омовения бус, для личного окуривания и окуривания окружающей среды. Служит одним из наиболее распространенных ингредиентов большинства составов для очистительных окуриваний.
Это еще одно растение, которое находит применение как в африканских, так и в европейских традициях. Так как жителям Великобритании и Северной Европы долгое время были недоступны такие душистые смолы, как ладан и мирра из южных стран, они сжигали душистые травы — розмарин, тимьян и лаванду, которые росли в их краях. Вот почему так много кельтско-друидских рецептов благовоний включают эти травы. В западной народной символике розмарин означает верность в любви и, конечно же, долгую память. Он является основной составляющей «святой воды» ведьм. Возможно, почитание розмарина в обеих традициях и в значительной степени одинаковая символика объясняется сладковатым чистым запахом, который распространяют его листья при сжигании.
Латук (Lactuca sativa).
Связь с божеством: Эгуны, Ианса (потому что она победила смерть).
Важный элемент тайных церемоний в честь эгунов и ритуалов вумби. Чай, приготовленный из листьев, рекомендуется для устранения расстройств, вызванных эгунами.
Согласно греческой легенде, когда боги разгневались на Адониса, его мать, Афродита, спрятала его на грядке латука, укрыв широкими листьями этого растения. Они в течение многих лет защищали Адониса от гнева других богов.
В умбанде латук приносится в дар эгунам, — на белой фарфоровой тарелке, причем головка латука должна быть положена точно в центре тарелки, а вокруг раскладываются листья с другой головки, к которым добавляются маслины и уксус, чтобы получился своего рода салат. Внутрь головки проситель кладет лист бумаги с написанным на нем прошением и тщательно закрывает его листьями, чтобы прошение осталось спрятанным от эгунов и не помешало им забрать приношение.
Интересно отметить, что в европейском ведьмовс-тве дикий латук (не именно это, но очень близкое к нему растение) является одним из ингредиентов мази для полета, которыми, как утверждают, ведьмы натирают свои тела перед тем, как отправиться на шабаш верхом на метлах.
Базилик, камфорный базилик (Осcimum bacilicum).
Связь с божеством: Обалуйе, Ошала, Ошоси, Ианса, Ошун, Шанго, Ироко.
Для амаси, омовения бус, очистительных омовений, омовений або для медиумов соответствующих оршиа.
Из листьев делается отвар для еженедельного «питания» камней Ошоси на его алтаре. Базилик считается эффективным амулетом против ударов молнии, грома и бурь, особенно если сжигать его в виде благовоний. Окуривание помещения базиликом помогает также изгнать оттуда овладевших этим помещением духов. Это растение обладает огромной силой для детей Шанго.
В западном ведьмовстве эта трава приобрела несколько другую репутацию — как возбуждающая и способствующая воспроизведению потомства, а также успеху. Говорят, что она отпугивает воров и хулиганов.
Лаванда (Lavandula genus).
Связь с божеством: Все ориша.
Для омовений або, амаси, омовений бус, личных окуриваний и окуриваний окружающей среды. Из веток и шипов делают духи и сухие ароматические вещества.
Наряду с розмарином, лаванда является одним из растений, получившим самое широкое применение при подготовке афро-бразильских ритуалов. В западном ведьмовстве эта трава добавляется в мешочки-амулеты для того, чтобы обеспечить дому мир, равновесие и процветание. В магии вуду, где тоже есть очень много общего с афро-бразильскими традициями, лаванда является одним из основных составляющих «уксуса четырех воров», который используется в различных магических целях.
Алоэ вера (Aloe succotrina).
Связь с божеством: Эшу, Омулу, Огун.
Для омовений або, омовений бус, личного окуривания медиумов Омулу.
Похоже, что между магическим использованием этого многолетнего суккулентного растения из семейства лилейных в афро-бразильских традициях и в западном ведьмовстве существует не слишком много сходства. В последнем алоэ считается растением Венеры, способным привлекать любовь, а также эмблемой веры. В Древнем Египте паломники, совершившие далекое путешествие в религиозных целях, вывешивали его у себя на дверях как доказательство своего благочестия.
Миндальное дерево (prunus amygdalus communis)..
Связь с божеством: Эшу, эгуны.
Очистительные ванны. Масло, выжатое из орехов, используется для смачивания ота, принадлежащих Эшу. Считается, что масло в течение дня накапливает отрицательные флюиды, а ночью избавляется от них, отдавая во двор террейру.
Не слишком много общего в использовании этого дерева в афро-бразильской магии и западном оккультизме. В ведьмовстве миндальное дерево считается символом неумирающей любви и привязанности, что связано с греческой легендой об этом дереве. Утверждают, что капля масла горького миндаля, добавленная к «маслу успеха», помогает получить быстрый результат. Из древесины изготовляются магические жезлы.
Рута, рута душистая (Ruta graveolens).
Связь с божеством: Все ориша.
Свойства, приписываемые руте афро-бразильской магией, напоминают те, которые использует западное ведьмовство. Растение отводит дурной глаз, пресекает зависть, оказывает противодействие черной магии и дарует благословение ориша. Руту вместе с другими защитными травами носят в специальном мешочке на шее в качестве амулета против злых сил.
Бамбук (Bambusa arundinacea).
Связь с божеством: Эгунъг, Ианса.
Ветками этого растения украшают дома Эгунов. Измельченные листья используются для окуриваний, вместе с сахарным тростником они изгоняют вселившихся духов. Как утверждают, некоторые кабоклу живут в бамбуковых деревьях.
Банановое дерево (Мusа genus, особенно М. paradisiaca).
Связь с божеством: Все ориша.
Это двадцатифутовое дерево мистерий и колдовства, с его длинными, мягкими, сладкими желтыми плодами, принадлежит не какому-нибудь конкретному ориша, а сразу всем. Дерево настолько почитается, что те приверженцы культов, которые проявляют особый интерес к экологии, используют их вместо тарелок для подношения богам священной пищи и растений. В Бразилии растет много других разновидностей бананов и все они используются в магии.
Чернушка полевая (Nigella aruensis).
Связь с божеством: Обалуйе, Ошала.
Для амаси, або, омовений бус, после очистительных омовений сжигается для окуривания.
Портулак огородный (portulaca oleracea).
Связь с божеством: Обалуайе, Эту, Ироко.
Считается, что это небольшое растение с мелкими цветками и сочными суккулентными листьями помогает избавляться от ночных кошмаров, вызванных негативными астральными влияниями.
Кроме того, оно играет важную роль в очищении ота, принадлежащих Эшу. Сначала камень, которому должна быть передана сила Эшу, очищается с помощью сильно пенящегося кастильского мыла, затем натирается портулаком вместе с другими предназначенными для этой цели травами. После этого ота кладется на алтарь Эшу.
Фуксия (Fuchsia integrifolia).
Связь с божеством: Элегбара, Ошоси.
Использованиех: Для очистительных омовений на перекрестках дорог во время «открытых» часов (полночь, рассвет, сумерки). Используется только после выполнения необходимых ритуалов очищения.
Сахарный тростник (Saccharum offici-narum).
Связь с божеством: Эшу.
Использование:
Приготовленный особым образом тростник ставится на алтарь сущности в качестве дароприношения. Сначала свежий тростник очищается от кожуры и очищенные куски рассекаются на части. Листья и счищенные слои сжигаются для очистительного окуривания.
Сахар, извлеченный из тростника, сжигается для того, чтобы уничтожить астральные личинки и отогнать Эгунов. Считается, что растение привлекает удачу.
Сахарный тростник занимает особое положение в сельском хозяйстве Бразилии, потому что это была первая культура, которую стали разводить по всей стране и которая явилась первым настоящим богатством португальской колонии. Разведение тростника было сосредоточено главным образом в северных районах страны, где в колониальную эпоху одна за другой возникали богатые плантации, подобно тому как это происходило с разведением хлопка на юге Соединенных Штатов. И так же, как и разведение хлопка, выращивание сахарного тростника было очень трудоемким занятием. В связи с немногочисленностью местного населения в этом регионе, колонисты привозили для работы на сахарных плантациях рабов из Африки. Сахарный тростник стал важной частью афро-бразильской жизни, а следовательно, вошел в народные религиозные ритуалы.
Орех пальмы дендэ (Elaeis guineensis),
Связь с божеством: Осайе, Ифа, Эшу.
Эта пальма, достигающая высоты от сорока пяти до девяноста футов, одно из самых известных деревьев в Бразилии. Из ее орехов получается масло дендэ желтого цвета или совсем светлое прозрачное. Оно служит хорошим заменителем сливочного масла и получило самое широкое распространение в афро-бразильской кухне (см. приложение С), придавая особый аромат ее блюдам. Масло очень богато витаминами, что особенно важно в стране, где средний человек не в состоянии обеспечить себе здоровое питание, и оно является основной составляющей ритуальных блюд, приносимых оргиша.
«тещин язык»
(Sansieveria ceylani-са). объясняется его длинными, тяжелыми, волокнистыми листьями с острыми концами.
Связь с божеством: Огун
Использование:
Для амаси и окуриваний детей Огуниена. Этому растению приписывается великая защитная сила, которая может противостоять черной магии.
Фига
Связь с божеством: Фиговые деревья пользуются большим уважением у всех, кто занимается бразильской магией (см. «Другие виды применения»).
Гамелейра, или «белая фига», посвященная Шанго и Нане, встречается довольно редко и вообще считается самым ценным деревом. Однако используется оно не слишком часто, потому что относится к практически исчезнувшим видам.
«Бальзамическая фига» — прекрасное дерево, приносящее в большом количестве крупные темно-коричневые плоды, которые растут вдоль его ствола. Это растение было завезено в северный штат Пернамбуко относительно недавно, в 1892 году, миссионерами из Африки. Будьте осторожны с его млечным соком, стекающим по стволу, — он может вызвать слепоту. Запах, распространяемый этим деревом, привлекает внимание каждого, кто проходит мимо. Высушенные листья сохраняют этот удивительный аромат в течение многих лет. Считается, что вокруг его ствола концентрируется энергия Эшу, поэтому сюда всегда приносятся дары этому божеству.